Рекламный баннер 990x90px bantop
Рубрика СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
08:07 24.10.2025 16+
Рубрика СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Ваш ребенок проиграл
Почему фразы «Не расстраивайся!» и «У тебя ещё всё впереди!» - это ловушка, а не поддержка.
Сегодня мы разберем одну из самых частых и болезненных ситуаций в спорте - момент после проигрыша. Ваш юный спортсмен смотрит в пол, губы дрожат, глаза на мокром месте. Сердце разрывается. И так хочется его утешить, сделать так, чтобы боль ушла.
И мы, желая только добра, произносим заветные фразы:
️«Не расстраивайся! Пустяки!»
️«Какие твои годы! У тебя впереди ещё сто игр будет!»
️«Да ничего страшного! Забудь!»
️«В следующий раз получится!»
Кажется, что мы предлагаем поддержку и утешение. Но на деле мы запускаем мини-чрезвычайную ситуацию для детской психики. Почему? Давайте разберемся.
️Что на самом деле слышит ребенок, когда вы говорите «Не расстраивайся!»?
Он слышит: «Твоя эмоция неправильная. Её не должно быть. Прекрати её чувствовать».
Ребенок только что пережил реальную потерю: поражение, неудачу, крах надежд. Его расстройство - это абсолютно нормальная, здоровая реакция. Отрицая его чувства, мы не делаем их меньше. Мы лишь заставляем ребенка чувствовать себя виноватым вдвойне: сначала за проигрыш, а потом за свою «неправильную» грусть.
Мы как будто говорим: «Не смей грустить, когда для грусти есть реальный повод». Это сообщение, посылаемое раз за разом, учит ребенка подавлять эмоции, а не проживать их. А непрожитые эмоции никуда не деваются - они уходят вглубь и превращаются в тревожность или нелюбовь к спорту.
️А что не так с фразой «Впереди ещё много игр!»?
Эта фраза, кажущаяся такой обнадеживающей, на самом деле обесценивает текущий момент.
Для 8-10-летнего спортсмена эта игра, эти соревнования - были ВСЕМ. Он готовился, мечтал, ждал. Говоря «это ерунда, впереди ещё много всего», мы обесцениваем его усилия, его целеустремленность и важность того, что для него было по-настоящему значимо.
Представьте, что вы провалили важный проект на работе, а вам говорят: «Да ладно, у тебя впереди ещё куча проектов!» Станет легче? Вряд ли. Похоже на то, что ваши переживания не берут в расчет.
Так что же происходит? Мы мешаем продуктивному проживанию эмоций.
Проигрыш - это не конец света. Это мощнейший инструмент обучения. Но чтобы им воспользоваться, нужно пройти через естественный цикл:
️1. Признать эмоцию: «Да, я расстроен. Да, мне горько».
️2. Прожить ее. Дать себе время и право погрустить, позлиться.
️3. Проанализировать. Что стало причиной? Что я могу сделать иначе?
️4. Отпустить и двигаться дальше.
Наши «утешительные» фразы обрывают этот цикл на самом первом шаге. Мы не даем ребенку признать и прожить эмоцию, сразу пытаясь перескочить на этап «забудь и иди дальше». В результате эмоция не исчезает, а опыт не становится уроком. Он становится просто неприятным воспоминанием, которое больно трогать.
Что же говорить вместо этого? Алгоритм мудрой поддержки.
Ваша задача - не остановить эмоцию, а стать для ребенка «контейнером», в котором эта эмоция может безопасно прожиться.
Шаг 1
Разрешите чувствовать. Признайте его право на расстройство.
Подойдите, обнимите. Молчание и тактильный контакт иногда говорят громче любых слов.
Назовите его эмоцию: «Я вижу, как ты расстроен. Это нормально. Я бы на твоем месте тоже был расстроен».
«Да, это было тяжелое поражение. Команда очень старалась. Тебе должно быть горько».
Этими фразами вы сообщаете: «Я с тобой. Я вижу твою боль. Ты имеешь на нее право». Это - основа доверия.
Шаг 2
Дайте эмоции выйти (если ребенок готов говорить).
1. Задайте открытый вопрос: «Что тебя огорчило больше всего?»
2. Просто побудьте рядом: «Если хочешь поговорить об этом, я готов/готова слушать».
3. Помогите ему выразить злость или досаду безопасным способом: «Иногда после проигрыша так и хочется крикнуть или потопать ногами. Это помогает».
Шаг 3
Только после шагов 1 и 2 - мягко переходите к урокам и будущему.
Когда первая волна эмоций схлынет (это может быть через день-два), можно спросить:
«Как думаешь, что можно будет сделать по-другому в следующий раз?»
«Какой один вывод мы можем сделать из этой игры?»
«Что, на результат, у тебя сегодня получилось здорово?» (это помогает найти опору в себе даже в поражении).
️Резюме для родителей и тренеров ️
Перестаньте бояться негативных эмоций своих детей и подопечных. Грусть, злость, досада после проигрыша - это не враги, а часть пути сильного спортсмена.
Откажитесь от фраз-блокировок: «Не расстраивайся», «Забудь», «Пустяки».
Используйте фразы-поддержки: «Я вижу, как ты расстроен», «Это нормально чувствовать себя так», «Я с тобой».
Вы не просто утешаете ребенка. Вы учите его один из самых главных навыков в жизни и спорте - экологично проживать неудачи, извлекать из них силу и становиться устойчивее. И это гораздо ценнее любой золотой медали.
С верой в вас, ваш спортивный психолог - Курилех Олеся
Ваш ребенок проиграл
Почему фразы «Не расстраивайся!» и «У тебя ещё всё впереди!» - это ловушка, а не поддержка.
Сегодня мы разберем одну из самых частых и болезненных ситуаций в спорте - момент после проигрыша. Ваш юный спортсмен смотрит в пол, губы дрожат, глаза на мокром месте. Сердце разрывается. И так хочется его утешить, сделать так, чтобы боль ушла.
И мы, желая только добра, произносим заветные фразы:
️«Не расстраивайся! Пустяки!»
️«Какие твои годы! У тебя впереди ещё сто игр будет!»
️«Да ничего страшного! Забудь!»
️«В следующий раз получится!»
Кажется, что мы предлагаем поддержку и утешение. Но на деле мы запускаем мини-чрезвычайную ситуацию для детской психики. Почему? Давайте разберемся.
️Что на самом деле слышит ребенок, когда вы говорите «Не расстраивайся!»?
Он слышит: «Твоя эмоция неправильная. Её не должно быть. Прекрати её чувствовать».
Ребенок только что пережил реальную потерю: поражение, неудачу, крах надежд. Его расстройство - это абсолютно нормальная, здоровая реакция. Отрицая его чувства, мы не делаем их меньше. Мы лишь заставляем ребенка чувствовать себя виноватым вдвойне: сначала за проигрыш, а потом за свою «неправильную» грусть.
Мы как будто говорим: «Не смей грустить, когда для грусти есть реальный повод». Это сообщение, посылаемое раз за разом, учит ребенка подавлять эмоции, а не проживать их. А непрожитые эмоции никуда не деваются - они уходят вглубь и превращаются в тревожность или нелюбовь к спорту.
️А что не так с фразой «Впереди ещё много игр!»?
Эта фраза, кажущаяся такой обнадеживающей, на самом деле обесценивает текущий момент.
Для 8-10-летнего спортсмена эта игра, эти соревнования - были ВСЕМ. Он готовился, мечтал, ждал. Говоря «это ерунда, впереди ещё много всего», мы обесцениваем его усилия, его целеустремленность и важность того, что для него было по-настоящему значимо.
Представьте, что вы провалили важный проект на работе, а вам говорят: «Да ладно, у тебя впереди ещё куча проектов!» Станет легче? Вряд ли. Похоже на то, что ваши переживания не берут в расчет.
Так что же происходит? Мы мешаем продуктивному проживанию эмоций.
Проигрыш - это не конец света. Это мощнейший инструмент обучения. Но чтобы им воспользоваться, нужно пройти через естественный цикл:
️1. Признать эмоцию: «Да, я расстроен. Да, мне горько».
️2. Прожить ее. Дать себе время и право погрустить, позлиться.
️3. Проанализировать. Что стало причиной? Что я могу сделать иначе?
️4. Отпустить и двигаться дальше.
Наши «утешительные» фразы обрывают этот цикл на самом первом шаге. Мы не даем ребенку признать и прожить эмоцию, сразу пытаясь перескочить на этап «забудь и иди дальше». В результате эмоция не исчезает, а опыт не становится уроком. Он становится просто неприятным воспоминанием, которое больно трогать.
Что же говорить вместо этого? Алгоритм мудрой поддержки.
Ваша задача - не остановить эмоцию, а стать для ребенка «контейнером», в котором эта эмоция может безопасно прожиться.
Шаг 1
Разрешите чувствовать. Признайте его право на расстройство.
Подойдите, обнимите. Молчание и тактильный контакт иногда говорят громче любых слов.
Назовите его эмоцию: «Я вижу, как ты расстроен. Это нормально. Я бы на твоем месте тоже был расстроен».
«Да, это было тяжелое поражение. Команда очень старалась. Тебе должно быть горько».
Этими фразами вы сообщаете: «Я с тобой. Я вижу твою боль. Ты имеешь на нее право». Это - основа доверия.
Шаг 2
Дайте эмоции выйти (если ребенок готов говорить).
1. Задайте открытый вопрос: «Что тебя огорчило больше всего?»
2. Просто побудьте рядом: «Если хочешь поговорить об этом, я готов/готова слушать».
3. Помогите ему выразить злость или досаду безопасным способом: «Иногда после проигрыша так и хочется крикнуть или потопать ногами. Это помогает».
Шаг 3
Только после шагов 1 и 2 - мягко переходите к урокам и будущему.
Когда первая волна эмоций схлынет (это может быть через день-два), можно спросить:
«Как думаешь, что можно будет сделать по-другому в следующий раз?»
«Какой один вывод мы можем сделать из этой игры?»
«Что, на результат, у тебя сегодня получилось здорово?» (это помогает найти опору в себе даже в поражении).
️Резюме для родителей и тренеров ️
Перестаньте бояться негативных эмоций своих детей и подопечных. Грусть, злость, досада после проигрыша - это не враги, а часть пути сильного спортсмена.
Откажитесь от фраз-блокировок: «Не расстраивайся», «Забудь», «Пустяки».
Используйте фразы-поддержки: «Я вижу, как ты расстроен», «Это нормально чувствовать себя так», «Я с тобой».
Вы не просто утешаете ребенка. Вы учите его один из самых главных навыков в жизни и спорте - экологично проживать неудачи, извлекать из них силу и становиться устойчивее. И это гораздо ценнее любой золотой медали.
С верой в вас, ваш спортивный психолог - Курилех Олеся



Оставить сообщение: